Пожалуй, нет другого вида холодного оружия, которое для любого европейца имело бы столь романтический ореол.
Кто
из нас не зачитывался романами Дюма и не воображал себя в одном строю с
мушкетерами короля, храбро сражающимися с гвардейцами кардинала и
прочими врагами Его Величества. Кто в мечтах не был готов биться со
всем миром за честь Прекрасной Дамы. Кто не готов был вызвать на дуэль
хоть самого черта, умереть, но не уронить достоинства.
Слева на право.Английская кавалерийская офицерская
шпага обр.1912 г.(фрагмент).Английская морская офицерская медицинская
шпага обр. 1825 г. (фрагмент)
Дуэли, дуэли и шпаги, шпаги,шпаги... Нет другого оружия столь изящного,
утонченного, столь прекрасного и в то же время столь эффективного и
смертоносного!
Слева направо.Американская офицерская шпага 1 половина 19 века.Английская морская медицинская офицерская шпага обр. 1825 г.
Легкий клинок идеален для фехтования, им можно наносить быстрые колющие, режущие и рубящие удары.
Узкий, упругий клинок просто совершенен для молниеносной колющей атаки.
Тонкий
граненый клинок с отличной проникающей способностью, дающий небольшую,
но тяжело заживающую рану с обильным внутренним кровотечением.
Маленькая с виду ранка смертельно опасна. И нет другого холодного
оружия, унесшего столько жизней дворянства по всей просвещенной Европе,
как шпага.
Сверху вниз. Английская
офицерская шпага обр. 1786 - 1796 гг. Германская кавалерийская
солдатская шпага обр. 1889 г. Английская шпага 18 века.
Длинный, узкий, стремительный
силуэт, ажурная гарда, легкий, эластичный клинок, — такими нам
запомнились шпаги французских шевалье.
Почти такой же шпага осталась в современном спортивном фехтовании. Но такой она была не всегда.
Слева направо.Французская шпага рубежа 18 - 19 веков. Английская кавалерийская офицерская шпага обр. 1912 г. (фрагмент)
Попробуем проследить тот путь, который прошла шпага от своего предка,
рыцарского меча, до спортивного инвентаря. Кстати, короткие мечи с
клинком, рассчитанным исключительно на колющий удар, появились еще в
древние времена. Так, в запорожском Музее истории оружия представлен
ряд скифских акинаков с клинками в форме вытянутого треугольника.
Но
век самой шпаги не так долог. Первые собственно шпаги завоевали
популярность в XVI в., вытесняя собой меч, а на рубеже XX в. уже
утратили свое боевое значение.
Cлева направо. Австрийская дипломатическая шпага XIX
в.; две французские придворные (офицерские) шпаги XIX в.; английская
шпага колониальных чиновников XIX в.
Но на этот короткий срок шпага стала звездой, ярко просиявшей на Европейской оружейной сцене.
Некоторые
историки-оружиеведы ведут родословную шпаги от меча, другие — от
длинного кинжала. Их корни прослеживаются, например, в названии шпаги в
разных языках: в английском языке меч и шпага обозначаются одним и тем
же словом SWORD, иногда шпага -SMALL SWORD- «малый меч». В немецком
языке — DEGEN(«дага») — нам известна как длинный кинжал для фехтования,
в испанском меч и шпага — ESPADA, в латыни есть слово SPATA,
обозначавшее также меч, причем длинный.
Cлева направо. Австрийская дипломатическая шпага XIX
в.; две французские придворные (офицерские) шпаги XIX вв.; английская
шпага колониальных чиновников XIX вв. (фрагменты)
Мечи и кинжалы тех далеких времен могли иметь клинки любой длины. Клинки отдельных кинжалов превосходили по длине клинки некоторых мечей. Так что на наш взгляд вопрос первичного происхождения шпаги не столь принципиален. Изменения в холодном оружии наметились с появлением и развитием оружия огнестрельного. Как только огнестрельное оружие достигло приемлемых показателей эффективности и надежности, тяжелый доспех потерял свою актуальность. Что стало тем более очевидно с облегчением ружей и появлением пистолетов. Теперь не только пехотинец мог носить огнестрельное оружие — громоздкое и тяжелое (фитильный мушкет весил до 10 кг), но и всадник мог иметь пару надежных пистолетов с кремневыми замками.
Слева направо.Итальянская авиационная первой половины
ХХ в. 1910-е - 1920-е гг.(фрагмент) Испанская шпага начала 17 века
(фрагмент)
Слева направо.Итальянская авиационная шпага первой половины ХХ века.(1910-е - 1920-е гг.) Испанская шпага начала 17 века.
Войска отказались от тяжелого рыцарского доспеха, который больше не
обеспечивал надежной защиты, в пользу более легкого снаряжения, дающего
выигрыш в мобильности. С отказом от тяжелого снаряжения наметилась
тенденция к облегчению меча, что сделало его более маневренным и
приспособленным к фехтованию, а не к сокрушению брони. Получили
развитие и различные приспособления эфеса для защиты руки — от простой
крестовины до защитных колец. Действительно, клинки первых шпаг были
не очень длинными, и часто трудно было сказать, что считать длинным
кинжалом, а что уже мечом. Хотя шпага и появилась в Германии благодаря
придворным Карла V и Фердинанда I, место возникновения этого вида
холодного оружия следует искать в стране, где зародилось искусство
фехтования, — в Италии, ибо никакое другое оружие по удобству владения
им не сравнится со шпагой. По этой же причине и защите руки в
конструкции шпаги уделено гораздо больше внимание, чем у меча. Испания,
Италия, а позднее Голландия и Франция в XVI — XVII вв. соперничали в
конструировании столь же сложных, сколь изысканных приспособлений для
наиболее надежной защиты руки. Первые эфесы в XV столетии имели простую
гарду с длинными, прямыми крестовинами, вначале с одним наружным
защитным кольцом, а позже с двумя, по обе стороны клинка. Затем в XVI —
XVII вв. к ним добавились дужки и нижние защитные кольца, которые
выступали далеко вниз, чтобы обеспечить лучшую защиту руки при
парировании удара. С такими конструкциями связана гарда из дужек
наподобие «корзины», часто имеющая причудливые формы. Образец именно
такой шпаги и представлен в Музее истории оружия. Речь идет об
испанской шпаге первой трети XVII в. Она имеет очень массивную, широкую
«корзинчатую» гарду с зазорами для захвата клинков противника. Клинок
шпаги еще сохранил некоторые черты, указывающие на происхождение шпаг
от позднесредневековых мечей. Например, в верхней части он довольно
широк (ширина 2,5 см) и заметно сужается лишь посередине. На пяте
клинка видна надпись на староиспанском (вернее на кастильском) языке
«EN TOYTO NIKA» - «в тебе победа». Это позволяет не только установить
происхождение шпаги, но и, собственно, точно ее датировать, поскольку
современный испанский язык несколько отличается от кастильского языка
XVI-XVII вв. Сегодня, к сожалению, сложно установить в каком именно
центре по производству клинкового оружия была изготовлена шпага. Мы
можем только предположить, что в Толедо — крупнейшем оружейном центре
на тот момент. Но точного ответа пока нет. С середины XVI столетия и
поначалу только у итальянских придворных шпаг появились пальцевые
дужки, а вместе с ними так называемые колющие листки, односторонние, а
чаще двусторонние, которые были более распространены в Италии. Во всех
этих формах, порой существенно отличающихся друг от друга,
мастер-оружейник демонстрировал тщательный учет возможных случайностей
поединка. Если теперь учесть всевозможные комбинации этих
приспособлений, то лишь по приведенной здесь краткой схеме можно
получить бесчисленные варианты форм эфесов. В начале XV в. шпага
появилась впервые при дворе испанских и некоторых итальянских князей,
где она вообще заменила кинжал. Много позже, в XVI столетии, в виде
палаша она вошла в экипировку легких испанских и итальянских
кавалерийских формирований. Здесь ее клинок зачастую имел неоправданно
большую длину. После 1560 г. ношение шпаги становится обычным в
пехоте. Вскоре во всей южной Европе шпага становится оружием
придворных, а также неразлучной спутницей всех рыцарей удачи, искателей
приключений и забияк. В этой сфере она приобретает характерную форму, с
короткой рукоятью, ажурной железной гардой в форме чаши и крестовиной.
В Европе такой тип шпаги называли «таза». Подобные шпаги в большом
количестве делали в Севилье и Брешии. Шпага, в конце концов, стала
принадлежностью придворного туалета и постепенно в этом качестве
несколько потеряла свое значение как оружие. Она являлась атрибутом
дворянства, отличительным знаком высшего сословия общества. Будучи
предметом украшения, она должна оцениваться и с точки зрения истории
искусства. Чем меньше сечение клинка, тем большая тщательность
требуется при его изготовлении. В этом отношении вначале особенно
славились клинки из Толедо. Для демонстрации непревзойденной гибкости
клинков их поставляли для продажи согнутыми в кольцо. Но в конце
столетия мастера из Беллуно и Брешии догнали и даже отчасти опередили
своих соперников в отношении качества клинков. Теперь уже они
изготавливали совершенные клинки, при этом такие сказочно легкие, как
будто они были сделаны из дерева. Известные оружейники Феррара из
Беллуно после 1560 г. также поставляли клинки в согнутом виде. Если
теперь учесть всевозможные комбинации этих приспособлений, то лишь по
приведенной здесь краткой схеме можно получить бесчисленные варианты
форм эфесов. В начале XV в. шпага появилась впервые при дворе
испанских и некоторых итальянских князей, где она вообще заменила
кинжал. Много позже, в XVI столетии, в виде палаша она вошла в
экипировку легких испанских и итальянских кавалерийских формирований.
Здесь ее клинок зачастую имел неоправданно большую длину. После 1560
г. ношение шпаги становится обычным в пехоте. Вскоре во всей южной
Европе шпага становится оружием придворных, а также неразлучной
спутницей всех рыцарей удачи, искателей приключений и забияк. В этой
сфере она приобретает характерную форму, с короткой рукоятью, ажурной
железной гардой в форме чаши и крестовиной. В Европе такой тип шпаги
называли «таза». Подобные шпаги в большом количестве делали в Севилье и
Брешии. Шпага, в конце концов, стала принадлежностью придворного
туалета и постепенно в этом качестве несколько потеряла свое значение
как оружие. Она являлась атрибутом дворянства, отличительным знаком
высшего сословия общества. Будучи предметом украшения, она должна
оцениваться и с точки зрения истории искусства. Чем меньше сечение
клинка, тем большая тщательность требуется при его изготовлении. В этом
отношении вначале особенно славились клинки из Толедо. Для демонстрации
непревзойденной гибкости клинков их поставляли для продажи согнутыми в
кольцо. Но в конце столетия мастера из Беллуно и Брешии догнали и даже
отчасти опередили своих соперников в отношении качества клинков. Теперь
уже они изготавливали совершенные клинки, при этом такие сказочно
легкие, как будто они были сделаны из дерева. Известные оружейники
Феррара из Беллуно после 1560 г. также поставляли клинки в согнутом
виде. Стали знаменитыми клинки шпаг с полостями для яда,
изготовлением которых вначале мавры, а позже испанцы демонстрировали
свое невероятное мастерство в кузнечном ремесле. Теперь же это
искусство развивалось с виртуозностью, вызывающей удивление. Клинки
делали с глубокими долами и высокими острыми ребрами, при этом не
только ребра, но и долы пробивали множеством отверстий, так что клинок
на просвет казался прозрачным. Мастера из Милана и Брешии быстро
переняли у испанцев и эти искусные приемы. Шпага как парадное оружие
всегда была излюбленным предметов для художественного украшения.
Сохранились образцы самых высоких достижений в этом виде прикладного
искусства. Среди художников и мастеров, разрабатывающих эскизы шпаг,
были такие известные, как Ганс Ми-лих, Полидоро да Караваджо или Пьер
Вейрио из Лотарингии, создавший в 1555 г. серию гравюр на меди. Прекрасно
декорированные эфесы шпаг с ажурной резьбой, отделанные эмалью и
таушированные, поставлялись из Испании, но самые лучшие — из Милана и
Флоренции. Еще в конце XVII столетия появились парадные шпаги
высокохудожественного исполнения с эфесами ажурной резной работы.
Однако к тому времени сформировался шаблон, который, начиная с Франции,
распространился затем во всех странах. Этот новый вариант достаточно
прост: рукоять из литой латуни с овальными щитком и пальцевой дужкой. Шпаги,как
и все холодное оружие, не «состоящее на строевой службе», были крайне
разнообразны. Любой эфес был индивидуальным и неповторимым. Клинки
также были самыми разнообразными. Они могли сильно отличаться по длине,
весу и профилю. Массивные, как у меча, и легкие, как у рапиры,
линзовидные или многогранные, с плоскими или вогнутыми гранями, с
долами и ребрами. На шпаге применялись и такие уникальные клинки,
как пламенеющие. Их особенно любили профессиональные дуэлянты. Такой
клинок был гибче обычного и легче. Режущие и колющие качества такого
клинка также были выше. Они оставляли рану больше собственного сечения
с большей кровопотерей. Такой клинок невозможно заблокировать,
схватившись рукой за лезвие. Волнистая пила с легкостью разрежет и
кожаную перчатку, и руку. Но даже и без таких исключительных
примеров клинки шпаг поражают разнообразием форм. Дву-лезвийные, с
полуторной или односторонней заточкой, гибкие и жесткие, прямые и даже
изогнутые, трех-и шестигранные, узкие и широкие... На развитие шпаг
и искусства фехтования в XVII в. немалое влияние оказывало широкое
распространение в Западной Европе дуэлей, которые в какой-то степени
заменили рыцарские турниры. Разумеется, социальный и культурный смысл
дуэли был совершенно другим, а исход очень часто более трагичен. Победа
в поединке зависела от искусства владения шпагой, которое, кстати,
необходимо было и в военной подготовке. Уже упоминавшиеся фехтовальные
школы Западной Европы в основном придерживались трех направлений:
итальянского, испанского и французского. Эти направления достаточно
четко определяли способы применения различных видов холодного оружия,
позиции фехтовальщиков во время схватки, подробно описывали виды ударов
и уколов, и способы их отражения. Например, итальянская школа
фехтования, достигшая расцвета уже в XVI в., основывалась на принципах
постоянного движения фехтовальщика в бою и отдавала предпочтение
колющим ударам. Самые известные представители этой школы — Камилло
Агриппа, Джакомо де Грасси и Сальватор Фабрис (Фабри) -были
одновременно и авторами фехтовальных трактатов, своего рода учебников. Испанская
школа, опиравшаяся на строгие математические расчеты, напротив,
рекомендовала статичные позиции, определенные геометрическими фигурами,
соотнесенными с пропорциями человеческого тела и размерами холодного
оружия. Постулаты испанской школы фехтования наиболее яркое выражение
нашли в капитальном французском труде «L`Academie de l`epee» под
редакцией Жерара Тибо, напечатанном в Лейдене в 1628 г. Со временем
приемы испанской школы фехтования уступили место более практичной и
подвижной французской манере ведения боя на шпагах, от которой и
произошло современное спортивное фехтование. Основателем этой
(французской) школы был Ле Перш дю Кондрэ, автор специального
фехтовального учебника «L`exercise des armes ou me maniement du
fleuret», вышедшего в Париже в 1635 г. В Музее истории оружия
представлена пара западноевропейских дуэльных рапир рубежа XVIII-XIX
вв. Этоттип рапир был очень распространен во Франции и Англии на
протяжении всего XVIII в. и назывался «вердюн». Во второй четверти XVII
века выделилась еще одна группа шпаг, появление которой было связано с
развитием итальянской фехтовальной школы. Эфесы этих легких шпаг имели
короткую крестовину, небольшую двойную овальную или сердцевидную чашку,
два небольших кольца между чашкой и крестовиной для указательного и
среднего пальцев. Крестовина и навершие рукояти могли соединяться
посредством передней защитной дужки. В экспозиции Музея представлено
несколько таких шпаг. Наиболее ранняя из них — это рапира-шпага рубежа
17 - 18 вв. производства Испании и Германии. Ее клинок прямой стальной,
полированный, в сечении шестигранный. У пяты в центре имеет дол, в
котором сохранилось клеймо в виде надписи «Solingen» и нескольких
фигурных знаков. Крестообразные знаки клейма (как впрочем, и эфес)
имеют, вероятно, испанское происхождение. Кроме того, в верхней части,
над получашкой, клинок тупой, что облегчало хват пальцами при
фехтовании. Это главная особенность рапир, предназначенных для
нанесения в первую очередь колющих ударов. Эфес рапиры-шпаги состоит
из полированной стальной рукояти и гарды, переходящей в крестовину, от
которой вниз отходят два крупных кольца под пальцы. В нижней части
эфеса (под кольцами) имеется двойная получашка, которая украшена
гравированными изображениями цветов. Рукоять и навершие рапиры-шпаги —
граненые. Интересным образцом является шпага XVIII в.,
принадлежавшая генерал-интенданту графу Матье Дюма. Она имеет
характерный рапирный трехгранный в сечении клинок, несколько
расширенный в верхней части. Общая длина шпаги составляет 95,9 см. На
клинке сохранилась таушированная золотом надпись на французском языке:
«Dumas et Boichon M Dans la Grande Paie a Montpellier». Перевод ее
несколько затруднен из-за стертости ряда буквосочетаний, но то, что она
принадлежала Дюма — это не вызывает сомнений. В упоминаемом в надписи
г. Монпелье будущий генерал родился (1753 г.) и провел свое детство.
Его биография также занимательна, как и биографии книжных героев его
возможного родственника и однофамильца писателя А.Дюма. Двадцатилетний
отпрыск дворянского рода Матье Дюма начал военную службу
суб-лейтенантом егерского полка Медокской пехоты. Участвовал в Войне за
независимость североамериканских колоний. В 30 лет Дюма становится
майором. Вместе с маркизом Лафайетом принимал активное участие в
формировании Национальной гвардии (1789 г.). В 1791 г. Матье Дюма
занимал очень высокую должность генерал-директора военного депо. После
переворота 18 брюмера, приведшего к власти На¬полеона Бонапарта, Дюма
сформировал в Дижоне резервную бригаду и вместе с ней участвовал в
сражении при Маренго. В 1805 г. его назначили помощником командующего
Великой армией. Вместе с Наполеоном Дюма побывал в сражениях при Ульме,
Эльхингене и Аустерлице. В 1806-1807 гг. занимал должности военного
министра Неаполитанского и Испанского королевств, а в 1812 г. стал
генерал-интендантом Великой армии. После неудачного похода в Россию,
окончившегося крахом для наполеоновской армии, Дюма принимал участие в
знаменитой «битве народов» при Лейпциге 1813 г. В период «Ста дней»
сохранил верность Наполеону I. При Реставрации Дюма был уволен с
военной службы. От расстрела его спасло лишь дворянское происхождение.
Спустя 15 лет Матье Дюма вновь оказался в центре политических событий,
приняв активное участие в Июльской революции 1830 г. Благодарный
Луи-Филипп даровал графу Дюма титул пэра Франции. При Орлеанской
династии Дюма занимал должность председателя Военного комитета и
являлся членом Государственного совета. В 1832 г. он вышел в отставку,
а через 5 лет (в 1837 г.) в возрасте 84 лет умер. Кроме шпаги Дюма
в Музее можно увидеть еще несколько шпаг, эфес которых имеет кольца для
пальцев. Две из них также французские и датируются XVIII в. У одной из
этих шпаг навершие выполнено в виде античного шлема, что было очень
характерно для эпохи Консульства (1799-1804 гг.) и Первой империи
(1804-1814 гг.). Такую шпагу вполне могли использовать и в первой трети
XIX века. Об этом говорит ее необычная крестовина в форме орденской
звезды. Вторая шпага имеет классической формы рукоять и трехгранный,
расширенный в верхней части слегка архаичный клинок, украшенный
синением и золочением. Две другие шпаги с кольцами для пальцев,
представленные в Музее, скорее всего английские. Во всяком случае на
шестигранном клинке одной из них можно увидеть изображение ордена
Подвязки и прочесть его девиз: «Honi soit qui mal y pense» — «Да
устыдится, кто дурно об этом подумает». Орден Подвязки в Великобритании
XVIII в. часто изображали на офицерском оружии. Витая рукоять этой
шпаги сделана из слоновой кости, выкрашенной медным купоросом в
темно-зеленый цвет. Другая английская шпага XVIII в. отличается от
описанной выше тем, что ее эфес полностью металлический, а
орнаментированный клинок в сечении трехгранный. Кольца между чашкой и
крестовиной можно увидеть и на эфесах двух российских шпаг рубежа
XVIII-XIX вв. Эти легкие шпаги довольно быстро распространились в
Западной Европе и получили развитие во многих вариантах — от дуэльного
оружия до аксессуара дворянского и служебного костюма. На рубеже 18 -
19 вв. повсеместно использовались легкие шпаги, у которых кольца между
чашкой и крестовиной являлись лишь данью традиции — они были настолько
малы, что пальцы в них не входили. К таким шпагам можно отнести,
например, английскую морскую медицинскую шпагу обр. 1825 г. и одну из
российских шпаг со стальным эфесом бриллиантовой огранки, которые
представлены в Музее. Кроме своеобразного эфеса английская морская
шпага имеет очень узкий, стилетного типа клинок, к тому же
четырехгранный в сечении. Разработали этот новый вариант шпаг (с
декоративными кольцами), вероятно, парижские оружейники, а широкое его
распространение объяснялось сильным французским влиянием на многие
области европейского декоративно-прикладного искусства. Если же такая
шпага, изготовленная на заказ, имела хрупкую фарфоровую, украшенную
росписью рукоять, то ее следовало еще и оберегать от механических
повреждений. Такая шпага, вероятно, чаще всего висела на ковре, чем
носилась при камзоле. То же самое можно сказать и об уникальных
произведениях декоративно-прикладного и оружейного искусства,
изготавливавшихся в XVIII в. известными оружейниками для знатных и
коронованных особ. Иногда эфесы таких шпаг сверкали подлинными
драгоценными камнями, являя собой неотъемлемую составную часть
дворцового интерьера эпохи абсолютизма. Для «костюмнх » ,
«камзольных» или «придворных» шпаг характерны были довольно узкие
трехгранные клинки с вогнутыми гранями длиной 550-700 мм. Обычно они
украшались травленым орнаментом, изображениями трофеев, вензелями и
гербами владельцев или правителей государства. Правда, на узких гранях
клинка художнику-оружейнику не хватало места для демонстрации всех
своих возможностей, поэтому украшения концентрировались на латунных,
стальных или серебряных эфесах. Обычно они выстраивались с привлечением
и варьированием элементов, господствовавших в европейской
художественной культуре той эпохи стилей — позднего «барокко», «рококо»
и классического. Украшениям эфеса уделялось особое внимание еще и
потому, что по ним можно было судить о знатности и достатке владельца
шпаги: ведь клинок был почти всегда укрыт ножнами. Чаще всего
мастера по изготовлению и украшению эфесов работали в технике чеканки,
дополняя ее резьбой и гравировкой. На чашке и рукояти изображались
батальные, охотничьи или пасторальные сцены: нередко эфес украшался
сложнейшим орнаментом. Многие оружейники изготавливали ажурные
прорезные гарды, придававшие оружию еще большую легкость и изящность. Особую
нарядность легкой придворной шпаге придавала так называемая стальная
бриллиантовая огранка, впервые использовавшая английскими мастерами в
XVII в. Мельчайшие стальные бусинки со множеством отполированных до
идеального блеска граней напаивались на стальные эфесы, имитируя
сверкающие драгоценные камни. К началу XVIII в. техникой стальной
огранки вполне профессионально владели уже не только английские, но
также французские и русские оружейники. Кстати, стальные эфесы двух
русских шпаг рубежа 18 - 19 вв., которые экспонируются в Музее, также
выполнены в стиле бриллиантовой огранки. Обе шпаги очень схожи между
собой и, скорее всего, выполнены тульскими мастерами. Эфесы,
имитирующие бриллианты, тульские оружейники часто изготавливали для
венценосных особ, генералитета и высшего чиновничества Российской
Империи. Одна из этих шпаг с узким трехгранным в сечении клинком,
украшенным синением и золочением, по легенде могла принадлежать
генералиссимусу кн. А.В. Суворову. Более поздняя разновидность
легких шпаг, так называемая чиновничья шпага, была широко
распространена в Европе в XIX — начале XX в. Характерной особенностью
ее эфеса, «ампирная» форма которого установилась в начале XIX в., была
четырехгранная рукоять, образованная двумя перламутровыми, костяными
или роговыми щечками. С конца XIX в. щечки рукояти могли
изготавливаться из пластмассы. Шпаги этого типа могли использоваться
также и придворными чинами. В Музее представлен целый ряд таких
шпаг. Это и английская шпага колониальных чиновников XIX в.,
австрийская и австро-венгерская дипломатические шпаги XIX — нач. XX
вв., французские шпаги придворных (офицерские) XIX в., русские
чиновничьи шпаги обр. 1855 г. На эфесе австро-венгерской шпаги рубежа
Х1Х-ХХ вв. можно увидеть традиционную надпись «viribus unitis» —
«объединенными усилиями». Что касается русских чиновничьих шпаг, то
декор их эфесов выполнен намного проще, чем австрийских или
французских. На литых латунных рукоятях накладки из перламутра напрочь
отсутствуют, зато имеются поперечные бороздки. На одной из русских
чиновничьих шпаг сохранилась надпись с именем владельца —
«F.Zimmermann.St.Petersburg». Существовавшая в то время табель о
рангах соотносила гражданских чиновников с военнослужащими. Каждый
чиновник вне зависимости от занимаемой должности имел гражданский чин,
сопоставимый с воинским званием. Как в армии шпаги различались в
зависимости от рода войск и занимаемой должности владельца, так в
чиновничьей среде существовала система знаков на оружии, обозначавших
род службы чиновника и его статус. Вариации многообразны: от
короткой, незатейливой шпажки (с эфесом даже не снабженным щитками)
русского чиновника, которая показывала, что человек при службе, но не
мешала выполнять обязанности «офисному работнику», до роскошной шпаги
высших чиновников Министерства железных дорог XIX в. (производства
Германии или Австро-Венгрии), которую также можно увидеть в Музее. Это
сейчас железная дорога стала прозой и обыденностью, а в XIX в. по
значимости Министерство железных дорог сравнимо с современным NASA.
Острие прогресса, покорившее пространство и время, железная дорога
соответственно дали этой шпаге полный набор — клинок не хуже любого
боевого и отделка прибора эфеса и ножен с глобусом, колесами, рельсами,
млечным путем, звездами и т.д. Один из вариантов легких шпаг —
прогулочные шпаги, также появившиеся в XVII в., — обычно имели только
крестовину. Простой по форме эфес такой шпа¬ги нередко украшался
рельефными композициями, изображавшими мифологические сюжеты, батальные
эпизоды или охотничьи сцены. Кстати, прогулочную шпагу дворянин мог
носить и при охотничьем костюме и воспользоваться ею как оружием
последнего удара для добивания раненого зверя. Развитие боевых шпаг
во второй половине XVII — начале XVIII вв. сопровождалось некоторым
упрощением гарды. Для надежной защиты кисти вполне достаточно было
чашки и 2-3 дужек. Навершие рукояти обычно было шаровидной или
яйцевидной формы, могло украшаться вертикальными бороздками. Деревянная
рукоять покрывалась телячьей кожей и обматывалась стальной, медной или
латунной проволокой — по желобкам или по всей длине. Для изготовления
черена рукояти использовалась древесина бука, клена, самшита, груши,
тиса или ореха. Длина клинка офицерской и солдатской кавалерийской
шпаг составляла 900-1000 мм. Пехотная шпага была несколько короче.
Наибольшее внимание к длине клинка проявляли те, кому приходилось
воевать этим оружием и защищать свою жизнь — солдаты и офицеры. В XVIII
в. было широк известно саркастическое замечание прусского короля
Фридриха Великого, который на сообщение своих генералов о том, что
австрийские шпаги на 2 дюйма длиннее прусских, велел своей коннице
подскакивать при атаке на 2 дюйма ближе к противнику.Клинки боевых шпаг
XVIII в. имели минимум украшений. Обычно это были гравированные
изображения трофеев, всадников с изготовленным к бою холодным оружием,
руки с саблей, астрологических символов или знаков Зодиака. Иногда на
клинках изображались политические или патриотические лозунги, например
«PRO DEO, FIDE ET PATRIA» («ЗА БОГА, ВЕРУ И РОДИНУ») — лозунг,
характерный для второй половины XVII — первой половины XVIII вв. и
передающий атмосферу исходившей от Османской империи угрозы европейской
культуре. Надписи могли располагаться поперек клинка в несколько строк
в направлении от острия к эфесу или вдоль по средней линии клинка в
направлении от эфеса к острию. Последний вариант был характерен для
русских офицерских шпаг, у которых на клинках выполнялись надписи:
«БОГУ И ОТЕЧЕСТВУ» (середина XVIII в.), «ВИВАТ ЕКАТЕРИНА» (или в
латинскомварианте «VIVAT CATHARINE» и др. Примерно в середине XVIII
в. утвердились два типа чашей боевых шпаг — «сердцевидная» и «двойная
овальная». В западноевропейских армиях у многочисленных образцов
пехотных и кавалерийских шпаг тип чашки не был привязан к роду войск.
Например, один образец кавалерийской или пехотной шпаги мог иметь
двойную овальную чашку, а другой — сердцевидную. В русской армии
примерно с середины XVIII в. наметилось различие пехотных и
кавалерийских офицерских шпаг по форме чашки (хотя были и исключения —
пехотная офицерская шпага обр. 1786 г.), окончательно установившееся в
образцах 1798 г. Пехотная шпага имела двойную овальную чашку,
кавалерийская — сердцевидную. В экспозиции Музея эти типы эфесов
представлены двумя русскими кавалерийскими шпагами первой половины
XVIII в. (причем одна из них найдена на месте Полтавской битвы 1709 г.)
и русской пехотной офицерской шпагой обр. 1798 г. с клинком,
изготовленным в г. Толедо (Испания), о чем свидетельствует надпись
«Fabrica de Toledo». Эфес более ранней русской кавалерийской шпаги
1700-1710-х гг. имеет сердцевидную чашку с крестовиной о двух концах.
Клинок ее шестигранный с клеймами похожими на клейма Шведского
королевства. Что до другой русской кавалерийской шпаги (1730-х гг.), то
ее эфес напоминает классический валлонский тип, очень популярный в
Западной Европе. Гарда шпаги валлонского типа обычно состояла из
защитной дужки, переходящей в сердцевидную чашку. К тому же, у русской
шпаги 1730-х гг. от чашки отходит один конец крестовины, а не два как
на шпаге 1700-1710-х гг. Обе шпаги имеют широкие тяжелые двулезвийные
клинки, которыми очень удобно было наносить не только колющие, но и
рубящие удары. Французские шпаги с двойными овальными чашками —
образцы 1816 г., 1816-17 гг., 1852-1853 гг. и более поздние их
модификации, отличались большим разнообразием украшений внешней
половины чашки, указывавших на род службы и даже чин владельца оружия.
В Музее представлены две такие шпаги. У одной из них эфес состоит из
литой рукояти, гарды, подвижного и неподвижного щитков. На неоткидном
щитике — эмблема жандармской гвардии — императорский орел в обрамлении
знамен. Такой орел, копирующий орлов древнеримских легионов, был
типичен для эпохи Второй империи Наполеона III Бонапарта (1852-1870
гг.) Эта шпага обр. 1853 г. была принадлежностью бригадиров жандармской
гвардии г. Парижа и жандармской императорской гвардии. Другая
французская шпага второй половины XIX — начала XX в. имеет эфес,
состоящий из темно-роговой рукояти, перевитой белой проволокой, гарды.
Есть откидной щитик. На неоткидном щитике эмблема с изображением льва,
держащего в лапах щит, в котором видна латинская литера «S». Клинок
шпаги прямой ромбический в сечении, украшен богатым травлением. В
центральной части клинка присутствует эмблема в виде кадуцеи со змеями.
На сегодняшний день, к сожалению, атрибутировать эту шпагу не удалось.
Изображение на щитике нигде не встречается, а кадуцея на клинке
указывает на то, что владелец шпаги мог быть медиком или таможенником. В
конце XVIII — начале XIX вв. преимущественно двулезвийные клинки
офицерских шпаг стали уступать место однолезвийным клинкам с широким
долом. Изменилась и технология изготовления эфеса. Если раньше навершие
рукояти наглухо заклёпывалась с хвостовиком клинка, то с первой
четверти XIX в. русские и прусские офицерские шпаги, а затем и шпаги
других государств изготавливались с разборными эфесами. Конец
хвостовика клинка заканчивался резьбой, на которую навинчивалась так
называемая пуговка — большая втулка в виде вазы, служившая скрепляющим
эфес элементом. Иногда на пуговке сверху гравировалось зеркальное
изображение герба владельца оружия, которое не только являлось
дополнительным элементом декора оружия, но и позволяло использоваться
навершие в качестве личной печати. В Музее представлена английская
офицерская шпага обр. 1786-1796 гг. На ее клинке, покрытом синением,
сохранилось золоченое изображение ордена Подвязки с девизом, что было
характерно для офицерского оружия рубежа XVIII - XIX вв. Особый
интерес вызывает прусская офицерская шпага второй половины XIX в. Ее
клинок изготовлен из дамасской стали, прямой двулезвийный с одним узким
долом. На пяте сохранилось золочение. Эфес прусской шпаги состоит из
рукояти, навершия, гарды, переходящей в крестовину, двух щитиков. По
форме он очень напоминает эфес русской кавалерийской шпаги обр. 1798 г.
В центральной части рукоять обмотана проволокой. Сохранился темляк.
Благодаря надписям на клинке эту шпагу можно не только датировать с
точностью до десятилетия, но и выяснить, какой именно фирмой она
изготовлена. Так, например, изображение прусского королевского герба и
его девиз «Mit Gott fur Konig und Vaterland» позволяет предположить,
что шпага изготовлена до 1871 г. А клеймо фирмы «E.u.H.Neuhaus in
Solingen», существовавшей уже в 1866 г., говорит о том, что шпага
изготовлена в период с 1866 по 1871 гг. Надпись «Mohr und Speyer» на
клинке помогает установить факт продажи прусской шпаги через эту фирму.
В первой половине XIX в. появилась еще одна разновидность офицерских
шпаг, которую некоторые оружиеведы классифицируют как шпаги с
сабельными эфесами. Первый такой образец был принят на вооружение во
Франции в 1845 г. для высших офицеров. Французская шпага имела
асимметричную чашку, украшенную прорезным орнаментом, и двулезвийный
кли
does accutane stop growth india generic accutane airborne buy steriods accutane cost of accutane where buy accutane canada hormonal acne treatment risks of accutane acne treatments does accutane work buy benzac
accutane without bad acne how was accutane generic sold best acne treatment acne scar cream cures for acne accutane blood test accutane results accutane and adult acne remedies for acne accutane after photos
i pledge accutane cheap accutane ro accutane accutane for moderate acne accutane before and after pictures http://onlyclearskin.com/buy_accutane_en-us.html is accutane safe for my acne accutane side effects suicide http://onlyclearskin.com/buy_aldara_en-us.html acne treatment reviews
generic accutane accutane acne treatment risks of accutane accutane dosage connecticut accutane attorneys benzac ac side effects of going off accutane order accutane online minocycline for acne accutane pregnancy
acne problem acne vulgaris treatment types of acne speed up accutane results acne free azelex cream coupon acne treatments risks of accutane accutane alcohol accutane results before and after
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]